Информация педагога-психолога

Психолого-педагогическое сопровождение - это «совместное движение (взаимодействие) педагога-психолога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника (сопровождаемого, объекта сопровождения) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления объекта в ситуации развития, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целенаправленной помощи, поддержки его».

Одной из основных трудностей профессионального самоопределения является неумение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованием профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в лицее:

- 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе спецкурсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

- 10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы

Функции ответственных за профориентационную работу:

- выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью

согласования и координации их деятельности;

- поддержание связей «РКЛ» с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся;

- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с образовательной программой;

- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика, определение индивидуальной образовательной траектории);

- проведение производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

- организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

- осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся;

- организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

Классный руководитель:

- составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксирует);

- помогает учащимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственное портфолио;

- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

- организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов.

Учителя-предметники:

- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используют разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса (группы), особенностей учащихся.

Библиотекарь:

- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)

Школьный психолог:

- проводит изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;

- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

- осуществляет психологические консультации с учѐтом возрастных особенностей учащихся;

- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с рассказами о своей профессии, привлекает их для организации кружковой работы;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

- создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

- используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

- оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

- оказывает помощь классному руководителю помощь в определении соответствия выбранного учащимися профессионального направления с его здоровьем.

Направления и формы работы:

Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы строится по следующим основным направлениям:

- психологическое просвещение;

- психологическая диагностика;

- психологическое консультирование;

- развитие интересов и склонностей обучающихся.

 

Психологическое просвещение включает в себя работу по ознакомлению с миром профессий. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор.

Психологическое просвещение должно проводиться с использованием новейших информационных технологий. Учащиеся получают сведения о мире профессий и рынке труда из периодических изданий и специальной научной литературы с использованием Интернет-ресурсов и новейших компьютерных технологий.

Психологическая диагностика реализуется в форме:

- самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

- оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

С целью получения эффективной работы в диагностическом направлении используются возможности глобальных телекоммуникационных сетей. Это позволяет подростку прибегнуть к поиску информации как в электронных библиотеках и базах данных вузов, так и сделать запрос по электронной почте, пройти компьютерное тестирования своих возможностей, интересов и наклонностей, определить наиболее интересные именно ему профессии и получить подробную информацию о них. Последующая индивидуальная консультация у психолога по вопросам профессионального самоопределения учащегося позволяет соотнести выбранную профессию со своими возможностями и определить место предпочитаемых профессий на рынке труда.

Психологическое консультирование подразумевает содействие выбору старшеклассника. Это содействие основывается на учете мотивов ученика, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения.

Консультация по профессиональной ориентации подразумевает наличие запроса школьника, если старшеклассник не видит необходимости в консультациях, то его необходимо мотивировать классным руководителям или родителям.

Классный руководитель, в рамках консультационного направления, может предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии: профессиограмму (описание содержания профессии), данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда с использованием интернет-ресурсов.

Развитие интересов и склонностей обучающихся – содержание работы практического психолога по проблемам профориентации заключается в изучении и развитии познавательных интересов, склонностей, индивидуальных особенностей обучающихся, повышении их активности в профессиональном самоопределении.

Готовя обучающихся к взрослой жизни, следует учить их делать правильный выбор, помогая профессионально определиться, научиться учитывать свои «хочу», «могу», «надо», чтобы чувствовать себя ответственным за собственную профессиональную жизнь, профессиональную судьбу, избежать ошибок в выборе будущей профессии.

Профессиональные интересы отличаются конкретностью и целеустремленностью. Это интерес к той профессии, которую выбирает для себя обучающийся. Развитие и формирование профессиональных интересов непосредственно связано с познавательными интересами. Это интересы, направленные на овладение знаниями о профессии, понимание ее сути, овладение не только практическими, но и теоретическими основами данной профессии. Чем сильнее выражен профессиональный интерес, тем глубже потребность в овладении знаниями по конкретной профессии.

Работа с родителями

- проведение родительских собраний (общешкольные, классные);

- лектории для родителей.

- индивидуальные беседы педагогов с родителями лицеистов;

- анкетирование родителей учащихся;

- привлечение родителей для выступлений перед учащимися с беседами;

- привлечение родителей для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

- привлечение родителей к оказанию помощи в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников РКЛ проводится в рамках значимых положений:

- психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лицеистов осуществляется поэтапно и на основе реализации конкретных мер;

- психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лицеистов и реализовывается в различных формах: в процессе усвоения обучающимися непосредственного содержания учебной программы; в процессе подготовки и проведении профориентационных мероприятий; в различных формах взаимодействия с представителями образовательными учреждениями, сотрудничающими с БОУ РА «РКЛ».